1. Каковы причины нарушения речи у детей?
Причиной нарушения речи в науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупности, при которых возникают речевые нарушения различного рода:
- Органическими причинами являются поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов.
- Функциональные причины нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
- Социально-психологические причины самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды.
- Психоневрологические причины содержат в себе и умственную отсталость, и нарушение памяти и внимания, и другие расстройства психики.
2. Каковы особенности обучения детей с ЗПР?
К особенностям обучения детей с ЗПР относятся:
- Дозированность учебного материала;
- Опора на наглядность;
- Многократное повторение;
- Частая смена видов деятельности;
- Использование здоровьесберегающих технологий;
Медицинская помощь детям с ЗПР включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж.
3. Что такое ОВЗ и как можно получить этот статус?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
4. Ребенок трех лет не говорит. Это норма?
Нет. К трем годам в норме ребенок умеет составлять грамматически оформленные фразы, начинает или уже использует придаточные предложения, например: «Дай карандаш, который лежит на столе». Слова изменяет по числам и падежам (иногда ошибочно). Использует простые предлоги (в, на, под и др.) Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова и фразы, однако звукопроизношение при этом сформировано не полностью (возможно нарушение свистящих, шипящих, сонорных звуков).
Отсутствие вышеуказанных речевых навыков — это повод обратиться к специалисту.
5. В каком возрасте ребенок начинает произносить звук [р]?
Звук [р], как правило, появляется одним из последних в возрасте от 4 до 5 лет. Однако, если ребенок в более раннем возрасте начинает искажать его (например, произносить «горлом»), то ждать наступления вышеуказанного возраста не стоит, такой звук требует логопедической коррекции.
6. Как выбрать школу для ребенка с особенностями развития?
В первую очередь необходимо ориентироваться на сильные и слабые стороны ребенка. Школьное обучение должно быть организовано так, что бы ребенок мог развивать учебные, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, реализовывать творческий потенциал. Кроме этого, выбирая школу для ребенка, я бы порекомендовала родителям учитывать семейную ситуацию и ресурсы семьи в целом. Образовательный маршрут для ребенка поможет определить психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
7. В каком случае ребенку нужно заниматься с дефектологом?
Мы рекомендуем занятия с дефектологом в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются нарушения работы мышления, внимания, памяти, речи, эмоционально – волевой сферы.
8. Как пройти ПМПК, какие нужны документы?
Перечень необходимых документов для прохождения ПМПК перечислен в разделе меню сайта «ПМПК».
9. Как оформить индивидуальное обучение ребенка по медицинским показателям?
Приказ министерства здравоохранения №436 от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов. Соответствующее заключение оформляется в медицинском учреждении. ПМПК этот вопрос не решает.